В условиях изменившейся социальной политики в отношении инвалидов, профессиональное образование и трудоустройство инвалидов приобретают особую актуальность в контексте современного социального развития. Система профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране находится на стадии становления и детей-инвалидов.
- Для того чтобы выпускник профессиональных учебных заведений, имеющий ограничения физического здоровья, был успешен в жизни и конкурентно способен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы профессионального ориентирования.
- Интегрированное обучение. В качестве преимущественного вида обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривается их интеграция в профессиональные учреждения. Это обстоятельство также существенно меняет систему коррекционного образования — профессиональное образование стало частью специального образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для того чтобы интегрированное обучение было не формальным, а направленным на благо ребенка с нарушениями в развитии, его лучшую социализацию в общество, в массовом образовательном учреждении необходимо создавать специальные образовательные условия.
- Для создания благоприятных образовательных условий необходимо, что бы весь педагогический коллектив учреждения, в том числе управленческие кадры обладали необходимыми знаниями, умениями и навыками. Важно, что бы с детьми с ОВЗ работали специалисты высокой квалификации и с опытом практической работы.
- В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь ввиду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.
Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.
5.Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
- Важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа.
— Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
- Профориентационный подход подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: техникум, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п.
-Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять
комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы.
- Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.
Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
9.Формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
1) из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности;
2) ориентация подростков на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
Важно соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.
Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.